Перейти к основному содержанию

Татары в Сокольниках

ПРЕДЫСТОРИЯ

История появления татар, а точнее их предков в Подмосковье, уходит в глубокую древность. Оставляя в стороне ранние тюркские кочевые племена, напомним о золотоордынском периоде. Тогда на территории, подвластной Монгольской державе Чингиз-хана и его преемников, обитали разные тюркские племена, и многие из них стали постепенно называть «татарами». Старший сын Чингиз-хана, Джучи-хан, получил в управление западный удел этой державы, Улус Джучи, за которым утвердилось позже название «Золотая Орда». А правитель этого Улуса Бату, сын Джучи, стал известен на Руси как «хан Батый», хотя формально и не был ханом. Он возглавил походы монгольских войск в Восточную и Центральную Европу.

Захватив Рязань, Бату повёл своё войско на Владимир, но не пошёл на столицу Северо-Восточной Руси прямым путём, поскольку дорогу преграждали непроходимые муромские леса. Дело было зимой, и Батыева конница выбрала более удобный путь — заснеженный ледяной покров рек. Она прошла по льду Оки, взяла штурмом Коломну и далее двинулась вверх по Москве-реке. На рубеже 1237–1238 гг. Бату приблизился к Москве, и скромная деревянная крепость не смогла оказать серьёзного сопротивления. После её захвата они двинулись дальше. Несколько тысяч всадников с замёрзшей Москвы-реки, вероятно, перешли на лёд Яузы и двинулись мимо места, которое позже стало называться Сокольниками. В районе Мытищ они продолжили путь по застывшей Клязьме, и эта дорога привела их к Владимиру и Суздалю.

Монголы в крупных городах оставляли своих наместников-баскаков, которые должны были следить за порядком и собирать дань-десятину. Вряд ли в небольшой тогда Москве находился постоянный баскак, а после того, как она получила статус удельного владения, сбор дани в московских землях золотоордынский хан Мухаммад Узбек поручил великому князю Ивану Калите. В тот период отношения Москвы и Орды приобрели устойчиво миролюбивый характер. Приезжавшие ордынские послы останавливались на Ханском или Татарском дворе на территории Московского Кремля, о чём писали Н.М. Карамзин и другие историки. Восточные купцы находились в основном на Татарском подворье в Китай-городе, а ремесленники селились в Замоскворечье, в Татарской слободе, в районе нынешних Ордынских, Татарских и Толмачёвских улиц и переулков.

Иван I Данилович Калита

При хане Узбеке ислам в Золотой Орде был признан государственной религией, но при этом допускалась веротерпимость по отношению к другим конфессиям. Суровое наказание, вплоть до смертной казни, ожидало тех, кто посягал на жизнь или имущество храмов и священнослужителей. Именно при правлении Золотой Орды, в XIV–XV вв. были построены крупнейшие русские монастыри, от Свято-Данилова в Москве до Троице-Сергиевой Лавры.

Хан Узбек на миниатюре Лицевого летописного свода

В XIV веке родился феномен «служилых татар», когда некоторые представители ордынской знати стали переходить на службу к московскому князю. Как правило, они не были чингизидами и, возможно, считали себя обделёнными, а Москва за верную службу обещала имения и наделы. Одним из первых на московскую службу перешёл мурза (князь) Чет, от которого пошла родословная царя Бориса Годунова. Служилые татары получали имения в самой Москве и в подмосковных землях. Несколько таких районов сохранили тогдашние названия, например, Карамышево, Карачарово, Сабурово, Татарово. А в непосредственной близости от Сокольников появилось Измайлово, хотя до сих пор точно не установлено, кем был его первый владелец Исмаил. Известно лишь, что со времён Ивана Грозного Измайлово перешло в собственность царского дома.

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века

Больше известно об истории соседнего с Сокольниками Черкизова. В 1371 году великий князь Московский Дмитрий (позже прозванный Донским) выехал к ордынскому хану за новым ярлыком на княжение, который, по словам академика С.Б. Веселовского, «ему удалось выкупить ценой огромного выкупа». Вместе с ним из Орды приехал царевич Серкиз, получивший большие имения под Москвой вплоть до Коломны. Одно из них стало называться Серкизовым, позже Черкизово. А по соседству находилась деревня Алымово, принадлежавшая помещикам Алымовым, о которой сейчас напоминают названия улицы и переулка.

Академик Веселовский уточняет, что сын Серкиза, Андрей Иванович Серкизов, будучи воеводой Коломенского (а возможно, Преображенского) полка, участвовал в Куликовской битве и пал в бою. Это ещё раз подтверждает разнородный состав участников Куликовской битвы, в которой на стороне великого князя Дмитрия Донского также сражалась татарская конница, между тем как войско его противника Мамая состояло из представителей разных этнических групп, включая и татар: «наймаа Фрязы, Черкассы, Ясы и иные к сим».

Дмитрий I Иванович Донской

ПОЯВЛЕНИЕ ТАТАР

Позже в Сокольниках «татарский след» проявился опосредствованным образом. Известно, что царь Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. И обучить его этому могли те, кто сохранял привычные традиции. Скорее всего, это были потомки ордынских правителей, многие из которых после падения постордынских государств нашли убежище на Руси и, в частности, при царском дворе в Москве. В своё время у ордынской аристократии охота с птицами достигла высокого развития и была одним из традиционных развлечений. В ярлыках ордынских ханов, в перечне их чиновников, упомянуты сокольники. Мы знаем царского сокольника Ширяя, именем которого был назван любимый сокол царя. Упоминаются также охотничьи птицы Алмаз, Арап, Беляй, Бердяй, Бумар, Гамаюн, и в некоторых из этих имён прослеживаются тюркские корни. В любом случае, жившие в Москве чингизиды были, скорее всего, наставниками царских сокольников.

Темуджин (Чингиз-хан) во время охоты. Китайский рисунок XIII в.

Вот что писал о татарской охоте с птицами венецианский дипломат и путешественник Иосафат Барбаро: «Татары прекрасные охотники с соколами, и у них много кречетов; они ловят птиц на репейник (что у нас не применяется), ходят на оленей и на другого крупного зверя. Кречетов они носят на кулаке одной руки, а в другой держат посошок; когда устанут, потому что ведь [эти птицы] вдвое больше орлов, они подставляют посошок под руку».

Однако прошло ещё два столетия, прежде чем татары прочно обосновались в Сокольниках. После Крестьянской реформы 1861 года тысячи и тысячи крестьян устремились в города — одни на временные работы, а другие навсегда. Это коснулось и татар, хотя они были не крепостными, а входили в разряд государственных или удельных крестьян. Это были выходцы из районов Поволжья, Казанской, Симбирской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской губерний. Их переселение облегчило и то, что заработали железные дороги — Казанская, Нижегородская, Рязанская. Соответствующие вокзалы стали въездными воротами в Первопрестольную для многих тысяч татар. Особенно велик был поток приезжих с Нижегородчины, для которых первым московским адресом стал Казанский вокзал. Некоторые тут же находили работу носильщика, и эта традиция сохраняется до сих пор. Другие шли к родным или знакомым землякам, живущим в Москве, а третьи в поисках крова и работы направлялись в сторону ближайших районов — Красных ворот, Сретенской части, Немецкой слободы и, конечно же, Сокольников.

Первоначально они устраивались на временную работу грузчиками, возчиками, дворниками. Потом, в зависимости от их желания и усердия, она превращалась в постоянную. В 1887 году на левом берегу Яузы, в Богородске, появилось промышленное предприятие, которое на долгие годы стало местом работы для сотен татар, живших в Сокольниках и соседних районах. Там было налажено производство изделий из резины, организованное Московским товариществом резиновой мануфактуры. В 1910 году оно было преобразовано во франко-русское акционерное общество «Богатырь» (в советское время — «Красный богатырь»). Работники этого предприятия жили в районе Богородска, в соседних Преображенском и Черкизове, а некоторые арендовали жильё в Сокольниках.

Работа на резиновом производстве была тяжёлой и вредной, но татары были вынуждены идти на это, поскольку они приезжали из деревень с моноэтническим населением, плохо владели русским языком и не имели опыта профессиональной работы. В свободное время они могли посещать парк «Сокольники» и устраивать посиделки с традиционными татарскими песнями под гармонь. Однако верующим мусульманам, живущим в Сокольниках и прилегающих районах, было сложно добираться до Исторической мечети в Замоскворечье. И только в ноябре 1904 года они получили возможность посещать богослужения в новой, второй мечети Москвы в Выползовом переулке (рядом с нынешним спортивным комплексом «Олимпийский» на проспекте Мира).

Татары работали и в других местах. Это Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ), мельница Товарищества «Антон Эрлангер и К» (позже Мелькомбинат им. А.Д. Цюрупы), макаронная фабрика Динга (Московская макаронная фабоика № 1), а также кондитерская фабрика Абрикосовых, Электрозавод, Ростокинская меховая фабрика, предприятие по производству мыла Магсума Хабибуллина в Лефортове и другие.

С началом Первой мировой войны татары, как и другие подданные Российской империи, отправились на фронт. На военную службу в ряды российской армии по всей стране было призвано свыше одного миллиона татар, из которых примерно сто тысяч погибло на фронтах Первой мировой.

Ш.Н. Ибрагимов

Революция 1917 года и Гражданская война также сказались на жизни татар. Одни оказались в стане красных, другие — у белых. Часть татарской интеллигенции, как и русской, эмигрировала. Другие поступили на службу новой власти. Одним из них был Шаймардан Ибрагимов (1899–1957), который после Февральской революции был избран секретарём Благуше-Лефортовского райкома партии большевиков. Он принимал участие в создании Татарской автономной республики (1920), и его имя носит улица в районе Измайлова. Другим революционером мусульманского происхождения в этих краях был азербайджанец Пётр Акимович Бабаев (1883–1920). Он работал слесарем на СВАРЗе, в 1918 году был избран секретарём Сокольнического райкома партии, а в 1919 — председателем Сокольнического райсовета. Его имя носит бывшая 5-я Сокольническая улица и бывшая кондитерская фабрика Абрикосовых на М. Красносельской улице.

П.А. Бабаев

В начале 20-х годов в Поволжье из-за небывалой засухи случился недород и страшный голод. Многие погибли, а часть населения переселилась в Среднюю Азию и в крупные города, в том числе в Москву. Здесь они нашли приют и помощь, но многие из них были больны. Их разместили на окраинах города, больные помещены в больницы, в частности, в инфекционную клинику в Сокольниках. За Преображенской заставой были размещены «вынужденные переселенцы», получившие работу сначала на огородах и молочных фермах на Щелковской дороге, а потом на фабрике «Красный богатырь». Постепенно переселенцы устраивались на работу на близлежащих стройках и заводах.

НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕТРО

Приток татар в Москву возобновился на рубеже 20–30-х годов. Это было связано с тем, что антирелигиозная кампания, начатая сначала против православной церкви, обрушилась и на мусульман. Какое-то время исламский фактор нужен был властям для установления дипломатических отношений с исламскими государствами — Турцией, Персией, Афганистаном. Потом гонения на верующих совпали по времени с насильственной коллективизацией. В результате многие татары покидали родные края в поисках лучшей доли в городе. Однако был и другой способ попасть в город. В то время из центра в провинцию направляли уполномоченных для вербовки рабочей силы, необходимой для строительства новых заводов и фабрик. Особенно велика такая потребность была в Московском регионе — как в самой столице, так и в области. Так возникли крупные татарские общины в таких промышленных городах Подмосковья, как Орехово-Зуево, Ногинск, Щёлково, Подольск, Коломна.

В Москве татары работали на разных предприятиях, но особенно много их было на строительстве московского метро, начиная с самого первого его участка на перегоне из Сокольники в сторону центра. Об этом рассказывал мой отец, участник строительства метро, и показывал ту шахту у нынешней гостиницы «Бородино», где была вынута первая символическая лопата земли. На строительстве первого участка метро, начатого в 1931 году, было свыше 75 тысяч рабочих и технического персонала. Среди них на тяжёлых работах было занято много татар. Вчерашние крестьяне, приехавшие в Москву из Поволжья, Урала и Сибири, не владели профессиональными навыками и плохо зная русский язык, брались за любую работу. Они копали землю для прокладки тоннелей, строили шахты, готовили бетонный раствор. Тяжёлый труд под землёй сказывался на здоровье метростроителей, и туберкулёзная больница в Сокольниках запомнилась многим её пациентам, в том числе и татарам.

Но строительство метро было, прежде всего, делом чести и достоинства и города, и страны. В прессе и произведениях писателей, поэтов, композиторов прославлялся героизм его строителей, слагались стихи, песни, писались репортажи. Вскоре появилась первая песня о метростроителях, героем которой стала комсомольская бригада татарина Вазиха Замалдинова, о чём недавно рассказал татарский журналист Ахмет Галимов. Именно эта бригада пробила тоннель под «Охотным рядом». О её руководителе говорится и в дневнике поэта Евгения Долматовского: «Другой бригадир, Вазих Замалдинов, — гора-человек, причём гора, полная не просто полезных, но драгоценных ископаемых. Но до них надо ещё добраться, а внешне он простой деревенский татарский парень, особо говорящий по-русски, но чаще молчащий и думающий по-татарски, он сам мне сказал».

Знатные бригадиры проходчиков Николай Краевский и Вазих Замалдинов в шахте с секретарями горкома комсомола Сергеем Лукьяновым и Александром Шатириным. 1934 г. (metro.ru)

Замалдинов приехал в Москву из Татарстана тогда, когда в Поволжье в 1921–1922 гг. свирепствовал голод. Сначала работал грузчиком в Люберцах, потом вернулся в деревню, где осваивал профессию бетонщика. Как только стало известно о строительстве метро, он снова приехал в Москву. На первых порах был проходчиком, а затем стал бригадиром 11-й шахты. 15 мая 1935 года открылась первая очередь Московского метро от Сокольников до Парка культуры. В 1936 году Замалдинов был избран делегатом на VIII-й Чрезвычайный съезд Советов, который утвердил Конституцию СССР. Потом он окончил Московский институт инженеров транспорта, стал заслуженным строителем России и был награждён многими орденами и медалями.

Татар, занятых как на строительстве метро, так и на разных предприятиях, объединяла не только работа, но и дружба и взаимопомощь, основанная на родственных связях или землячестве. Метростроители большей частью жили в Сокольниках, вблизи Красносельской, Бауманской и Преображенке, но особенно много их было в Метрогородке, где размещались вновь прибывшие. А Сокольники для всех них являлись местом встреч и досуга. Помимо парка, одним из таких мест стал клуб имени И.В. Русакова, построенный в 1927–1929 гг. выдающимся архитектором-конструктивистом К.С. Мельниковым. Здесь был открыт татарский культурный кружок, проводились музыкальные и литературные вечера, концерты татарской песни, работали кружки художественной самодеятельности, выступали артисты татарского Рабочего театра, созданного в Москве. Особой популярностью у татарского населения пользовались постановки музыкальных спектаклей «Башмачки» и «Галия-Бану». Этот кружок в клубе Русакова был своего рода филиалом Татарского центрального клуба в Замоскворечье, известного в народе как Дом Асадуллаева (по имени его основателя). Там работали разные кружки и школа, где преподавал татарский язык поэт Муса Джалиль. Он вёл также литературный кружок, работал в редакциях разных татарской изданий, освещал труд метростроителей. Но «сокольнические» татары больше тяготели к клубу Русакова.

Муса Мустафович Залилов (Муса Джалиль)

Родители татарских детей при выборе места учёбы для них также руководствовались близостью к школе. Одни отдавали детей в русские школы, другие — в татарские, которых в Москве и ближайшем Подмосковье в 20–30-е годы было больше двадцати. Татары, жившие в Сокольниках и близлежащих районах, отдавали детей обычно в школу № 6, которая была открыта ещё до революции при заводе «Красный богатырь» в Богородском.

ВОЙНА И МИРНОЕ ВРЕМЯ

Когда началась Великая Отечественная война, татары вместе с миллионами советских людей уходили на фронт, чтобы защищать Родину. Об их доблести и героизме прекрасно сказал Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, знавший татарских воинов ещё со времён Первой мировой войны: «Я как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров из татар, и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою». В период войны 1941–1945 гг. около двухсот татар были удостоены высокого звания Героев Советского Союза — четвёртый показатель после русских, украинцев и белорусов. В списке этих героев стоят имена легендарного защитника Брестской крепости, полковника Петра Гаврилова (он был крещёным татарином), Александра Матросова (настоящее имя — Шакирджан Мухаметжанов), нескольких татарских лётчиков, повторивших подвиг Николая Гастелло, генерала Дмитрия Карбышева, погибшего в гитлеровском застенке, Гази Загитова, который 30 апреля 1945 года одним из первых водрузил красное знамя над рейхстагом в Берлине. В подполье у немцев действовал татарский поэт-патриот Муса Джалиль, погибший от рук нацистов. Его имя в Москве носит одна из улиц на юге города, и там же ему установлен памятник.

Во всех 16 томах «Книги памяти…», посвящённых погибшим москвичам, значатся и татарские имена. Среди них — и татары, которые были призваны на фронт Московским горвоенкоматом из Сокольников. Назовём лишь те имена на памятных досках, которые приведены Ф.А. Евдокимовым в книге «Сокольники». На территории СВАРЗа сооружён мемориал, где установлены мраморные доски с именами 49-ти погибших сварзовцев. Среди них есть и татарские фамилии: Гафитулин Г., Менгазудинов Ф., Салахутдинов Г., Сафиулин С. Имя Абдулы Арифулина высечено на мемориале 18 погибшим рабочим Московской макаронной фабрики № 1 на 3-ей Рыбинской улице. Ещё одна татарская фамилия — Айсин А. — значится на мемориале-скульптурной композиции во дворе Московского мельничного комбината имени Цюрупы, посвящённой памяти его работников. Этот же список приводится и на мемориальной доске внутри здания комбината. Памятник павшим воинам — работникам трикотажной фабрики — установлен в Колодезном переулке, 3, и среди них есть имена Абдулова С.А. и Мусинова П.И.

После войны в Москве значительно прибавилось число татар, чему свидетелем был автор этих строк. Мы с отцом приезжали к родственникам и знакомым, жившим в Сокольниках и близлежащих районах — на Красносельской, Бауманской, у Красных ворот, на Домниковке (ныне улица Маши Порываевой), где гремели татарские свадьбы. В Москве появилось много молодых людей с фронта, а из деревень перебирались родители с дочерьми. Как и прежде, татары на первых порах брались за любую работу, например, носильщиками на Казанском вокзале. Другие поступали в дворники, потому что их обеспечивали квартирой. А негласным местом встреч татар этих районов был Немецкий рынок на Бауманской, где порой находили друг друга люди, не видевшиеся ещё с довоенных лет.

Если татары, приехавшие в Москву в 20–30-е годы, слабо владели русским языком, их дети стали получать здесь уже среднее и среднее специальное образование, а внуки — уже высшее. Все они постепенно втягивались в жизнь большого города, осваивали городскую культуру, но вместе с тем стали терять свои национальные обычаи и традиции, забывать родной язык. К тому же московские татары лишились ряда культурно-образовательных объектов. Дом Асадуллаева, бывший во время войны госпиталем, передали затем МИДу. Перестал работать татарский кружок в клубе Русакова. Были ликвидированы татарские школы и редакции татарских изданий. Ещё в 1936 году была закрыта Историческая мечеть в Замоскворечье, а её руководителя, имама Абдуллу Шамсутдинова, расстреляли в Донском монастыре. После этого статус Соборной мечети перешёл к мусульманскому храму в Выползовом переулке.

Мулла Исторической мечети Абдулла Шамсутдинов с семьей, 1911 год (bg.ru)

В первые послевоенные годы в Нескучном саду парка имени Горького раз в году проводился народный праздник Сабантуя, где тоже происходили неожиданные встречи земляков. Важным событием для московских татар стала Декада татарской литературы и искусства в 1957 году. Иногда в Москву из Казани приезжал с гастролями театра имени Галиаскара Камала, а также отмечались юбилейные даты татарских писателей и поэтов. Но это были единичные события.

А центром постоянного притяжения московских татар, помимо Соборной мечети, стал парк Сокольники. Здесь собирались люди с разных концов города, которые общались и обсуждали общие проблемы. На сцене существовавшего тогда Зелёного театра проходили концерты с участием артистов из Казани и Уфы. Особенно много людей собиралось на 2 мая, когда в столицу приезжали и татары из Подмосковья. По традиции они сначала посещали Даниловское мусульманское кладбище, где покоился прах их предков, затем встречались у кого-то из родственников, а после этого все вместе отправлялись в Сокольнический парк.

ЦЕНТР ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для татарской интеллигенции, лидером которой был генерал-лейтенант Якуб Чанышев, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, особое значение имело посещение парка. В Сокольниках находился единственный уцелевший в Москве объект культурного назначения, открытый в 1972 году. Это был отдел литературы на языках народов СССР, являвшийся своего рода филиалом библиотеки имени Н.А. Некрасова. Отдел национальных литератур имел уникальный фонд, который был создан при активном участии союзных и автономных республик и их национальных библиотек (100 тысяч названий на 73 языках). Сюда присылали не только книги, но и предметы декоративно-прикладного искусства, быта, представляющие культуру разных народов страны. Работу по созданию и расширению отдела возглавляла опытный специалист Татьяна Алексеевна Пышкина, ставшая затем заместителем директора Некрасовки.

Отдел размещался в бывшем особняке купца Ивана Артемьевича Лямина по адресу 6-й Лучевой просек, 21. Здесь татарская интеллигенция организовывала литературные вечера, приглашала на творческие встречи известных литераторов, устраивала концерты артистов эстрады. В Москву из Казани приезжали видные татарские писатели, и часто такие вечера организовывались во время пребывания татарских писателей и поэтов в подмосковном Доме творчества Переделкино. Они охотно откликались на приглашения в Сокольники, заодно представляя свои новые книги. Всё это способствовало приобщению татар-москвичей к родному языку, татарской литературе и искусству, сохранению национального самосознания. Здесь можно было услышать лучшие образцы татарского литературного языка, и это было тем более важно, что большинство московских татар владело в основном только разговорным языком. Всё это явилось последствием закрытия татарских школ, отсутствия передач на языке по радио и телевидению, дефицита книг и прессы на татарском языке. Лишь кое-что можно было приобрести в отделе литературы народов СССР книжного магазина на Кировской (ныне Мясницкой), который сейчас называется «Библио-глобусом».

Роль отдела национальных литератур в сокольнической Некрасовке была важна и по другой причине. Дело в том, что татарский язык, как и языки ряда других народов СССР, в 20–30-е годы подвергся чудовищному эксперименту. Сначала татарам было предписано перейти с арабского алфавита на латиницу, а через пятнадцать лет — на кириллицу. Трудно даже представить, какие потери при этом понесли и татарская литература, и сам татарский язык. Возникли большие сложности в его изучении и даже в переписке. Разобраться в отдельных этапах татарской литературы можно было только в сокольническом отделе Некрасовской библиотеки. Однако в 90-х годах этот отдел ликвидировали. Было решено передать фонд отдела другим библиотекам, но при его ликвидации и перевозке книг часть татарского фонда исчезла. Об этом поведал нам свидетель тех событий, крымский татарин Энвер Байрамов, живший в наших краях. В своё время он создал при Доме научного атеизма на улице Володарского (ныне Гончарная) секцию для работы с последователями ислама, ставшую на долгие годы одним из центров притяжения московской татарской интеллигенции. Часть фонда отдела национальных литератур досталась самой библиотеке имени Н.А. Некрасова, которая размещается ныне на Бауманской улице.

Между тем центр общественно-культурной жизни московских татар постепенно из Сокольников смещался в Измайловский парк. Там стали проводиться встречи татар, устраиваться соревнования по татаро-башкирской борьбе «куряш», а затем и праздники Сабантуя, ставшие общегородскими. В конце концов они добились возвращения Дома Асадуллаева, ставшего Татарским культурным центром. Вновь была открыта Историческая мечеть. Заработала первая за многие годы татарская школа № 1186 в Люблино. А праздник Сабантуя из Измайлова переехал в Коломенское.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Татары в Сокольниках показали себя ещё с одной стороны. Они освоили теннисные корты «Шахтёра» и на Ширяевом поле, представив спортивному миру ряд прекрасных тренеров и игроков. Это Шамиль Тарпищев, игрок, а затем главный тренер и бессменный руководитель российского тенниса. Это теннисистка и тренер Рауза Исланова, воспитавшая двух детей-чемпионов Марата и Динару Сафиных. Воспитанниками этих тренеров являются и многие другие известные российские теннисисты, наследники тех славных традиций, которые заложил в Сокольниках, на стадионе Стромынка, «отец» российского тенниса Роман Фульда.

В Сокольниках живут сейчас сотни и сотни татар, которые работают в самых разных местах. На сокольнических улицах можно часто услышать татарскую речь, а отдельные сооружения в районе живо напоминают об исторической взаимосвязи русского и татарского языков. Это пожарная каланча в начале Стромынки, Центральная энергетическая таможня (от тамга — метка, клеймо, торговый налог) на улице Гастелло и даже тюрьма (темница) на улице Матросская тишина. Кроме того, имена людей татарского происхождения прослеживаются в памятниках истории и культуры, как существующих, так и исчезнувших.

Например, в Сокольниках находилась дача московского военного губернатора Фёдора Васильевича Ростопчина, о которой Лев Толстой упомянул в романе «Война и мир», а сам Ростопчин не скрывал своего татарского происхождения. Об этом говорят и фамилии других известных людей, хотя их роды давно обрусели. Это, к примеру, купцы-благотворители Баевы, на средства которых в Сокольниках, на нынешней улице Короленко, был сооружён ансамбль зданий Коронационного убежища и построен Дом призрения имени Ивана Денисовича Баева, основателя одного из крупных обувных фабрик в Москве.

Фёдор Васильевич Ростопчин. Портрет работы Сальватора Тончи, 1800

На 3-й Сокольнической улице стоит здание, во многом изменившее теперь облик и надстроенное на два этажа, которое было известно в начале прошлого века как Дом бесплатных квартир имени Э.К. Рахмановой (эта фамилия происходит от арабского слова «рахман» — милостивый, одно из 99 прекрасных имён Аллаха). Она умерла 1 июля 1905 года, когда ей было всего 35 лет. Как пишет Е.М. Юхименко в книге «Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры», Эмилия Карповна «завещала 5 тыс. рублей Обществу поощрения трудолюбия в Москве; на проценты с этого капитала четыре раза в год (на Рождество, Новый год, Пасху и день памяти жертвовательницы) полагалось кормить по 500 человек бесплатно в народной столовой имени Е.Т. Тарлецкой». Весь остальной капитал (составивший 60 тыс. руб.) дочь К.И. Рахманова завещала «на устройство дома, в котором людям, случайно впавшим в бедность вследствие потери мест, по причине болезни, расстройства дел хозяев и т.п., отводились бы бесплатные квартиры на время, в общем не свыше шести месяцев для каждого семейства или жильца-одиночки». Душеприказчики стали выполнять это распоряжение вскоре после смерти завещательницы: получили участок городской земли на Сокольническом поле, где к концу 1907 г. был выстроен архитектором И.Г. Кондратенко в стиле модерн дом на 20 квартир (15 для семейных и 5 для холостых… На фасаде дома, открытого в 1909 г., была выполнена надпись: «Дом безплатных квартир имени Эмилии Карповны Рахмановой. Основан 1907 года».

Но самую большую известность в Сокольниках получили Бахрушины. Их предок, касимовский татарин Бахруш, входил, по семейным преданиям, в ближнее окружение хана Касима, первого руководителя Касимовского ханства, созданного в середине XV века. Затем его потомки перебрались в Зарайск, где занялись перегоном скота и выделкой кож. В начале XIX века Бахрушины оказались в Москве. Вот что писал по этому поводу Юрий Бахрушин, сын основателя Театрального музея А.А. Бахрушина: «В 1821 году, — записал дядя, — Алексей Фёдорович (прадед Ю.А. Бахрушина — Г.Б.) с братьями переехали в Москву из Зарайска, где они занимались прасольством и покупкой сырых кож… Передо мною два портрета прадеда… На обоих портретах выпирает татарское происхождение прадеда. Бахрушины — касимовские татары, в Зарайск они переселились лишь в конце XVI века». В Москве Алексей Фёдорович основал кожевенную фабрику, а его сыновья Пётр, Александр и Василий создали Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры «А. Бахрушин и сыновья». Они отличились и на ниве благотворительности, пожертвовав городу 4 миллиона рублей. В Сокольниках они выделили средства на строительство «Больницы имени братьев П.А., А.А. и В.А. Бахрушиных», открытой в 1887 году. Эта больница хорошо известна жителям Сокольников; прежде она называлась «33-й клинической больницей имени А.А. Остроумова». В 2011 году её главным врачом был назначен Шамиль Мухтарович Гайнулин, доктор медицинских наук, председатель правления Столичного объединения врачей, татарин по национальности, который сделал всё, чтобы вернуть больнице первоначальное название. Ныне в большом холле поликлиники на первом этаже помещены портреты трёх братьев Бахрушиных.

Больница имени братьев П.А., А.А. и В.А. Бахрушиных, 1913 год

Между тем парк Сокольники по-прежнему остаётся одним из любимых мест отдыха и для татар. Здесь проводятся различные выставки с участием гостей из Татарстана, а недавно были представлены москвичам автомашины знаменитой команды «Камаз-мастер», участвующие в крупнейших международных ралли. Московские татары регулярно принимают участие в гастрономических фестивалях, знакомя посетителей парка с блюдами традиционной татарской кухни. И татарский след остаётся даже в Большом розарии, где растёт так называемый клён татарский.

Верующие татары и другие мусульмане, в том числе узбеки, киргизы, таджики, казахи, живущие и работающие в Сокольниках, дважды в год собираются в одном из выставочных павильонов парка, чтобы совершить молебен в дни двух крупнейших мусульманских праздников — Ураза-байрама и Курбан-байрама. А те, кто изучает арабский — язык Священного Корана, могут познакомиться с лучшими образцами арабицы в Музее современной каллиграфии, который находится рядом с выставочными павильонами Сокольнического парка.

Библиография

Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская. М., 2004.
Барбаро И. Путешествие в Тану //Иностранцы о древней Москве XV–XVII веков. М., 1991.
Баутдинов Г.А. Восточно-татарский округ, Москва //Татарские новости, № 1–2, 2008.
Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994.
Веселовский С.Б. Подмосковье в древности. М., 2002.
Евдокимов Ф.А. Сокольники ХХ век. Часть первая. Записки краеведа. М., 2011.
Ислам в Москве: энциклопедический словарь. Н.Новгород, 2008.
Татары Подмосковья (сборник). М., 2009.
1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. М. 1995.
Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV–начале XX века. Н.Новгород, 2002.
Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань, 1992.
Юхименко Е.М. Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры. М., 2013.

Гамэр Баутдинов