Перейти к основному содержанию

Болото… Болото? Болото!

ДЕНЬ ПРИЕЗДА

В одно не совсем прекрасное утро мы отправились в экспедицию в Полистовский заповедник, посмотреть на самое большое в Европе болото, о котором мы впервые узнали от больших специалистов по водно-болотным угодьям, Клуба «Птицы и люди». Накрапывал дождик, который вскоре перерос в ливень. В такую погоду начинают лезть в голову грустные мысли — зачем мы куда-то едем за полтысячи километров от дома, может лучше было бы полежать на диване? Но погода сжалилась и на полпути ливень прекратился, выглянуло солнце.

Надо заметить, что уезжали в заповедник мы не из Москвы, а с дачи, расположенной почти на границе Московской и Смоленской областей. Сначала по Р90 — трассе, идущей от Минского шоссе в Тверь, — до Шаховской, потом по М9 до Великих Лук и дальше — местными дорожками — до заповедника.

Проехав по Московской и Тверской областям мы в который раз достигли Западной Двины.

Проехав знакомый поворот в Чистое, вскоре мы уже оказались в Псковской области.

Тут-то уже и начались приключения. Где-то за 400 километров от дома наша машина неожиданно потеряла почти весь антифриз. Вот в этом живописном месте нам пришлось сделать незапланированную остановку, однако наверное было бы печальнее, если б место оказалось не столь живописным.

Поскольку до Великих Лук оставалось немного, километров 30, решили позвать эвакуатор. Люди у нас в стране, невзирая ни на что, очень отзывчивые и всегда готовы помочь, особенно за скромную плату. Поэтому спустя короткое время мы оказались в сервисе, где нашу машину обещали оперативно починить и да! сдержали свое обещание! Пока же ее чинили, нам посоветовали посетить местное кафе и пообедать. При этом рекламировали кафе так: там очень хорошо кормят, даже гаишники приезжают пообедать.

Часовой в сервисе

И вот наконец, с опозданием на 3 часа, мы все же добрались до конечной точки нашего маршрута — деревни Цевло. В деревне нас встретила Зинаида Петровна, «хозяйка» апартаментов гостевого дома Полистовского заповедника, поселила в уютный номер и накормила ужином. Надо отдать должное кулинарным способностям Зинаиды Петровны: она отменный повар.

А после ужина отправились осматривать окрестности, в первую очередь озеро Цевло, и, конечно, саму деревню.

Озеро большое, но дольно мелкое, и как мы узнали позднее, летом пересыхает и зарастает так, что не видно воды. Но об озере чуть позже, в плаванье по нему мы отправимся на следующий день.

Деревня… При въезде поразили многоквартирные дома с заложенными кирпичом окнами, жуткое зрелище. Это был поселок торфозаготовителей, добыча торфа прекратилась — и вот они, последствия. Но дальше, за поселком, — деревня как деревня, с палисадниками, цветущими пионами в них.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Сегодня у нас запланированы две экскурсии: водная на лодке и автомобильно-пешая, по болоту, то есть, до болота на автомобиле , а по болоту пешком.

Еще при планировании поездки, узнав о водной экскурсии, я как-то сразу стала опасаться — как я поплыву на лодке, вдруг утону, а я даже плавать почти не умею. Упокоилась только узнав, что глубина озера не превышает двух метров, летом же — и того меньше. Хотя при моем росте и два метра много. Самое страшное было зайти в качающуюся, хоть и не сильно, лодку.

Ну вот и поплыли. Озеро торфяное, вода имеет коричневатый оттенок.

Маршрут пролегал сначала по озеру Цевло, затем по реке Цевла, причем чтобы попасть из озера в реку, пришлось плыть по искусственному каналу. (Такие каналы использовались для осушения торфяников.)

И только после канала вышли в реку, которая на всем протяжении очень извилистая.

Местами видны последствия торфяных пожаров.

По маршруту проплыли еще озеро Озерявское, оно очень небольшое.

И конечно спугиваем птиц, которых встречается немало.

И вот, наконец, самая дальняя точка нашего маршрута — озеро Полисто. Очень много воды! Но как нам рассказали, оно тоже очень неглубокое.

Сделав небольшой круг по озеру, чтобы мы могли оценить весь водный простор, возвращаемся к устью Цевлы и высаживаемся на берег.

А дальше в обратный путь. Обратно мы плывем быстрее.

Немного передохнув и плотно пообедав (с Зинаидой Петровной не «плотно» невозможно! Это должен учесть каждый посетитель гостевого дома!) мы отправляемся на вторую в этот день экскурсию, в Плавницкое болото. У порога нас ждет уже «Трэкол», на котором мы отправляемся в путь. До болота от деревни далековато, не меньше 10 километров. В основном дорога относительно хорошая и только непосредственно перед болотом становится сырой и грязной, с глубокими лужами после дождей. Естественно, интересует вопрос — прошел бы здесь «Патриот»? Что касается большей части пути, ответ естественно положительный, а вот с конечным участком — не понятно, нужно пробовать, хотя при наличии лебедки и не в одиночку, думаю, прошел бы.

Мы приехали на одном из этих монстров

А на этом приехала другая экскурсия

Вылезаем из машины и отправляемся на Плавницкое болото.

На болоте есть так называемые «острова», с настоящими лесом, а не теми чахлыми сосенками, которые растут на мокроте. На одном из таких островов, острове Еловый, установлена вышка. Забираться и особенно спускаться было страшновато, все же высота приличная, около 9 метров. Но оно того стоило: с вышки открывался прекрасный вид на бескрайние просторы болота.

Однако продолжаем путь дальше. Маршрут у нас кольцевой, поэтому попадаем туда, откуда пришли, только с другой стороны.

Река Плавница и живой символ заповедника

На следующий день наш ждала узкоколейка и экскурсия по деревне Цевло.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Всю ночь громыхала гроза и шел ливень. Поэтому утренняя экскурсия по узкоколейке не совсем удалась. Отросшая мокрая трава очень мешала движению дрезины. Мотор перегревался, приходилось останавливаться. Я использовала остановки для фотографирования окружающих видов, а наш экскурсовод и водитель (или все же машинист?) Павел — для приведения в порядок дороги.

Наш транспорт, вид спереди и сзади

Из 15 километров дороги нам удалось проехать только шесть. Но впечатлений все равно масса. Порой рельсов совсем не видно из травы.

Вот смотришь сейчас на фотографии и удивляешься: ну где тут дорога?

Дорогу поддерживает в более-менее нормальном состоянии местные жители, по ней ездят за клюквой, сбор которой дает какой-то заработок для них.

На дороге есть несколько мостов и только один из них настоящий, а остальные три — ты просто едешь над пропастью, внизу вода, где-то ближе, где-то глубже.

А вот уже вид с настоящего моста на реку Дубровня, которая впает в озеро Цевло.

А после обеда «от Зинаиды Петровны» мы отправляемся по деревне Цевло на экскурсию, которую для нас ведет руководитель местной библиотеки и экскурсовод по совместительству Надежда Илларионова. Я даже не могла предположить, что этой деревне более 500 лет! За исключением наполовину нежилых многоэтажек на въезде, сама деревня не производит удручающего впечатления. Конечно, есть и брошенные дома, и дома, в которые приезжают только на лето дачники, но деревня живая. Хотя жить здесь очень трудно, особенно в наши дни.

И чтобы не завершать рассказ на грустной ноте, немного фотографий чудесной флоры и фауны из нашей поездки.