Перейти к основному содержанию

Село Ямное: славное прошлое

Краткая справка

Ямное — село Суземского района Новопогощенского сельского поселения. Расположено оно в 8 км к северу от села Новая Погощь, в 15 км к северо-западу от пгт. Суземка, на левом берегу р. Нерусса. В начале двухтысячных население составляло всего около 70 человек, а максимальное число жителей пришлось на 1926 г. — 860 человек. Возникло во второй половине XVIII в. как слобода при постройках упразднённой в 1766 г. Яменской Предтеченской пустыни; бывшее дворцовое владение. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (поначалу — недостроенная монастырская), с 1777 г. — каменная, упоминается до 1940-х гг., не сохранилась. В 1898 г. В селе была открыта церковно-приходская школа. С 1861 по 1917 гг. село находится в составе Краснослободской волости Трубчевского уезда; потом — в Суземской волости, с 1924 г. — в Севском уезде, а с 1929 г. — в Суземском районе. В селе было развито гончарное ремесло. До 1954 г. — центр Ямновского сельсовета.

Село Ямное возникло как селение вблизи Яменской Предтеченской пустыни, которая получила свое название от находящегося вблизи нее озера. Сам Яменский монастырь был основан около 1688 г. на «государевой пустовой земле». Находился он в 25 верстах к юго-востоку от Трубчевска, при реке Колодец, близ впадения в реку Неруссу.

image001_1.jpg

Р. Нерусса вблизи с. Ямное

Монашеская обитель была построена в лесу, при впадении р. Неруссы в Десну, на берегу Яменского озера, от которого и получила свое название. Само Яменское озеро получило название, скорее всего, от ямы по его руслу. Около 1708 г. сын Петра I царевич Алексей Петрович пожаловал монастырю сосуды, облачение, евангелие и книги. 29 мая 1727 г. иеромонах Герасим и диакон Геннадий доносили в Синодальный казённый приказ: «В прошлых годах зачалась Яменская пустыня и построена в оной пустыне г. Трубчевска градскими людьми церковь настоящая во имя Иоанна Предтечи тому лет 30 и больше, и оная церковь ветха и вся обвалилась и служить в ней за ветхостью невозможно…». Монахи обещались построить новую церковь, но «без указу … не смеем» и просили такое распоряжение дать.

Луг, на котором построена была Яменская пустынь, принадлежал дворцовым селам — Негину и Зноби; пустынь ежегодно платила оброк в Трубчевскую воеводскую канцелярию. Этот луг простирался на 100 саженей в ту и другую сторону от монастыря и составлял единственное недвижимое имение (вместе с лесом, который лежал в юго-восточной и юго-западной стороне упомянутого острова, за луговым пространством). Других угодий у Яменской пустыни не было. В ведомости, представленной в 1739 г. в Синодальную канцелярию Экономического Правления, упоминается еще о мельнице, которая принадлежала Яменской пустыни и доставляла ей ежегодного дохода хлебом по 15 четвертей; она находилась на реке Черни. Но в 1740 г., неизвестно по какому праву, эту мельницу отнял у монастыря граф Петр Борисович Шереметев в пользу своих крестьян — жителей Красной слободы, которая в том же году была населена им и находилась в десяти верстах от Яменской пустыни. Не имея за собой никаких вотчин, угодий и руг, Предтеченская Яменская пустынь содержалась только от вкладчиков и благотворителей. Так, например, по сборной книге, в 1748–1749 гг. поступили в казну монастыря 446 рублей 3 копейки. Деньги шли на поддержание ветхих строений монастыря, на них закупались продукты для братии и монастырских работников.

Все строения Яменской пустыни были деревянные: из соснового и осинового леса. Вот главные из них:

  • церковь во имя Рождества Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделом Святителя Христова Николая Чудотворца. Она была брусовая, из соснового леса; главы и осмерики на ней обиты дубовым гонтом. Главная церковь была холодная; в ней, кроме редких случаев, в зимнее время богослужение не совершалось;
  • церковь во имя Сретения Господня, на святых воротах;
  • новая колокольня, брусовая из соснового леса, покрытая дубовым лесом;
  • настоятельские и братские кельи. В 1739 г. их было шесть, а в 1758 г. десять. Каждая из них, как и настоятельская, состояла из одной комнаты.

По описи 1751 года, монастырского имущества значилось: в монастырских амбарах ржи 4 четверти, скота на скотном дворе: лошадей рабочих — 6, коров — 9, телят — 5, овец — 15. Число монахов в разное время было различно. Так, в 1739 г. в обители было: иеромонах 1, монахов 4, работников 3. В 1752 г.: строитель (настоятель) 1, иеромонахов 3, иеродиакон 1, монахов, служебных и прочих рядовых — 5, итого — 10 человек. (В Предтеченской Яменской пустыни, по древнему правилу, настоятель назывался «строителем»). Из бывших строителей (настоятелей) в Яминской пустыни упоминаются: игумен Иоасаф, 1725 г.; Варсонофий, упоминается с 1747 по 1755 гг.; Вениамин (с 1755 по 1758 год; уволен от должности за его старостью); Герман с 1758 г. (это при нём Яменская пустынь перенесена была на другое место).

8 июня 1758 г. в своём прошении Преосвященнейшему Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому игумен пустыни иеромонах Герман с братией доносил, что «Яменская пустынь стоит на низком и неудобном месте, от чего в весеннее время подвергается большому наводнению; … к ней нет сухопутной дороги, от чего в пустыне делается весьма мало приношений… А вот вблизи от Яменской пустыни имеется высокое место, называемое Селище-Колодези, которое никому не принадлежит, и к построению на нем обители весьма удобное». В 1761 г. Предтеченская Яменская пустынь была уже перенесена на новое место. Перенесена была и главная церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом св. Николая Чудотворца. В 1761 г. она была освящена. Строилась она поначалу деревянной, с 1777 г. церковь возведена уже каменной с деревянной надстройкой под сводами и деревянною же колокольней.

Яменская пустынь была весьма бедна и не могла сама себя содержать. По ревизии, бывшей до 1758 г., к Яменской пустыне приписано было семь душ мужеского пола «из польской нации». В 1758 г. из них оставался в живых только один человек; между тем монастырь должен был ежегодно платить за них подушные и другие государственные подати в Воеводскую канцелярию. Принадлежала обитель к Синодальной области и была упразднена царским указом Екатерины II в 1764–1766 гг.

Так после перенесения, а потом и закрытия монастыря, село Ямное стало жить своей жизнью. После упразднения монастыря строящийся храм был закончен крестьянами деревень Герасимовки и Погощи в 1777 г. В храме была своя святыня — икона Главы Иоанна Предтечи, чтимая прихожанами и жителями окрестных селений. Икона, по преданию, осталась невредимой при пожаре деревянной монастырской церкви, и всегда помещалась в иконостасы. По рассказам местных жителей, прежде неоднократно совершались крестные ходы в так называемое старое Ямное, на старое место монастыря. Там находилась небольшая часовня или «капличка». В 1899 г. часовня сгорела от забытой в ней кем-то свечи, и с тех пор ничто уже не напоминает о местности, где в течении почти столетия стоял монастырь и где подвизались иноки.

Ямное до 1797 г. было дворцовым владением, как и многие другие населённые пункты. Затем село Ямное — во владении Шереметевых, которым принадлежало 10 тыс. крепостных и лесные массивы с деревнями Ямное, Красная Слобода, Горожанка, Смелиж, Чухраи. Тяжелейшая эксплуатация труда крестьян, барский гнет, самодурство помещиков и их управителей делало жизнь крепостных невыносимой. Не вынося тяжелой жизни, много крестьян убегало в леса. Они собирались в группы-ватаги и наводили страх на окрестных помещиков. Дремучие леса давали приют многим разбойникам, но разбой XVIII в. связан в первую очередь с крепостным гнётом. Восставшие имели своих агентов по дорогам, ставили сторожей по лесам, часовых на постах и ночлегах; у них были ружья, порох и свинец, при нападении они держались известной стратегии, имели свой суд и расправу. Целью их нападений были богатые имения, купеческие и дворянские обозы. Исторические документы говорят, что в 1776 г. в районе Ямного Трубчевского уезда проживали беглые «малороссияне … волости Серединобуднянской слободы Гавриловой, подданные графа Петра Алексеевича Румянцева … удалились от государственных и окладных податей…». Был послан капитан Верёвкин с людьми и «взято было 8 человек», при этом «на крик и набатный колокольный звон собрались неведомые люди, у которых головы побриты и подстрижены наподобие разбойников человек до 70, посланных дубьём, рогатинами и топорами прогнали».

О месте Ямного в экономике Трубчевского уезда и всей территории Брянского края говорит то факт, что, кроме самого Трубчевска, ярмарки меньшего размера проходили в селе Ямном, в Кокоревке. Здесь бойко торговали лошадьми, другим домашним скотом (коровы, овцы, свиньи), битой и живой домашней птицей, в изобилии продавалась рыба. К продаже предлагалась упряжь, мануфактура, бакалея, гончарная и деревянная посуда, грибы, ягоды, орехи, пряники и фрукты.

image009_0.jpg

На ярмарке. С картины О. Долгой

По данным 4-й ревизии 1781–1787 гг. в селе Ямном было 13 дворов, душ мужского пола — 65, душ женского пола — 64, всего население составляло 129 человек. Сразу бросается в глаза несоответствие между малым количеством дворов и населением больше сотни человек. Объяснить это можно только одним: семьи были многочисленные, с большим количеством детей. Наверняка ещё кто-то жил при чужом дворе из чужих или пришлых. Через сто лет по результатам первой переписи населения империи 1897 г. количество дворов стало 65, мужчин проживало в селе Ямное 217, женщин 205, всего общее количество жителей составляло 422 человека. В среднем на двор приходилось по 6,5 человека. Сборник «Экономических примечаний 1781 г.» говорит «о наличии в селе Яменском на речке Колодец мельницы о двух поставах», которая «принадлежит малороссиянам оного села и действует весь год». Течение «речки Колодец малое, при с. Яменском пруд…, в пруде рыбы не имеется».

Как рассказывает «Историческое описание монастырей и приходов Трубчевского уезда» 1903 г., в с. Ямное «крестьяне, занимаются …лесными работами: возят зимою балки на пристани и дрова на станцию железной дороги, рубят лес и пилят дрова, заготавливают для летних отхожих промыслов обручи и клёпки».

В архитектуре села мало что изменилось за последние 100 лет

В Яменском приходе состояли две школы: в селе школа грамоты и церковно-приходская в деревне Новой Погощи.

Село Ямное потом видело революцию и установление советской власти. Испытало на себе процесс коллективизации. Жители села отправили на фронт своих односельчан и не всех дождались. Сейчас село — это всего лишь 72 человека (на 2010 г.). Ямное со своей славной историей продолжает жить…

Валентин Цветков